В Дагестане проживают около 30
коренных народов. Наиболее крупные из них – аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины –
определяют экономическое, политическое и культурное лицо Страны гор. Однако
Дагестан невозможно представить без других народов – лакцев, табасаранов,
агулов, рутульцев, цахуров, ногайцев, татов и др. В регионе много народностей,
не имеющих статуса титульного народа до сих пор, хотя они этнически обозначены
и имеют свой язык, культуру и историю.
Многонациональность
Дагестана ярко отражена и в научной деятельности Дагестанского государственного
университета. Ученые ДГУ, помимо традиционных наук, занимаются изучением языка
и культуры своей народности. Одним из таких ученых является декан
филологического факультета ДГУ, д.ф.н. наук, профессор Шабан Мазанаев. Совсем
недавно ученый издал монографию «Агулы», посвященную своему народу.
Среди агулов есть известные ученые, врачи, деятели культуры, государственные и общественные деятели. Много докторов, кандидатов наук в различных сферах. Долгое время деканом исторического факультета Дагестанского государственного университета был доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и РД Хидир Рамазанов. Его традиции продолжает сын Ахмед Рамазанов.
Шабан
Мазанаев и его брат к.ф.н. Исмаил Мазанаев в свое время основали письменность
агулов. Кроме того, Мазанаевы вместе с профессором кафедры теоретической и
прикладной лингвистики ДГУ, д.ф. н. Салминат Гасановой стали авторами
букваря на агульском языке.
Во
всем мире насчитывают более 30 тысяч агулов. В Дагестане проживает основная
часть (по переписи населения 2010 года – 28,1 тыс. человек). Самоназвание
агулов «агъулар» означает «жители Агула».
«Ближайшие
соседи – табасараны – называют их “рукьушнар”, что, видимо, связано с названием
ущелья Кушандере. У лакцев они известны как “агъал-кушайми”, лезгины называют
их “агъулар”, а цахуры – “хывынби”. Агульский язык (агъул чIал) принадлежит к
лезгинской группе дагестанских языков. С древних времен существуют диалекты
агульского языка – керенский, кушанский, собственно агульский, кекхюнский
(буркиханский) и одноаульный фитинский. Благодаря торгово-экономическим связям
агулы издавна знали лезгинский, табасаранский и даргинский языки. Языком
общения с соседями чаще всего служил азербайджанский язык. Жители аулов Буршаг,
Худиг, Арсуг, расположенных по соседству с табасаранскими аулами, владели и
табасаранским языком. В селении Цирхе, находящемся рядом с даргинскими селами,
знали даргинский язык, а буркиханцы владели лакским», – говорит Мазанаев.
В
своей работе ученый подробно рассказывает историю агулов, связывая ее с
историческим прошлым других этносов Дагестана. Их интернационализм
предопределен исторически и географически.
«Агулы традиционно занимались
земледелием и скотоводством. Важную роль в крестьянском хозяйстве агулов играли
также кустарные промыслы: обработка шерсти, кожи, железа, камня, дерева. Из
шерсти производили сукно, которое шло на изготовление черкесок, бешметов,
шаровар, рубашек. Кроме сукна из шерсти изготавливали ковры, сумахи и другие
ковровые изделия. Агульские ковры, наряду с известными табасаранскими и
лезгинскими, находили большой сбыт в Дербенте, Кубе и других городах. Центрами
коврового производства были Тпиг, Хутхул, Гоа, Кураг, Буршаг. Важное место в
хозяйственной деятельности агулов занимала обработка металла. Из-за
ограниченности сырья, перевозка которого требовала немалых усилий, отдельные
предметы поступали из Харбука, Кумуха, Амузги, Кубачи. Основными изделиями
агульских кузнецов были косы, серпы, топоры, мотыги, ножи – все то, что нужно в
хозяйстве», – пишет в своей
монографии Мазанаев.
Не
обошел стороной профессор в своей работе актуальные проблемы агульского
народа: «Сегодня проблемы агулов
связаны с их тяжелым материальным положением. Одной из острых проблем района
является безработица. Перенаселенность, нехватка пахотных земель и пастбищ
отрицательно влияют на жизненный уровень населения. По этим и другим причинам
молодежь вынуждена покидать район, выезжать за пределы республики в поисках
работы, для создания условий нормальной жизни. Возникла реальная угроза
разрушения компактности проживания агулов, которая может привести к печальным
ассимиляционным процессам. В период возрождения национального самосознания и
культурного роста народов Дагестана решение проблем, стоящих перед
малочисленными народами, требует особого внимания».
На
счету у Мазанаева шесть монографий, 11 учебников и учебно-методических работ,
более 160 научных статей.
Свою
оценку монографии высказала известный ученый и общественный деятель, помощник
главы РД, профессор, почетный работник культуры РФ Людмила Авшалумова: «Сам
материал, рассмотренный в книге, фольклор, литература, письменность является по
содержанию многоплановым и очень познавательным. Я с большой пользой для себя
прочла вступительную часть книги об истории замечательного агульского народа,
сведения о письменности, глоссарий. Не может не заинтересовать раздел диалога
художественных систем: след Пушкина, Расула Гамзатова. Спасибо большому учёному
и патриоту своего народа! Уверена, что книга займет достойное место в научном
мире и будет оценена читателями».
В книге много внимания и места занимает агульская литература. Предпринята попытка обзора литературного процесса.
ОтветитьУдалитьЕсли возникнут вопросы, задавайте их здесь.
ОтветитьУдалитьПрочтено с интересом✅
ОтветитьУдалитьПроблема с нехваткой работы, точнее с нехваткой работы с достойной оплатой труда - до сих пор присутствует в жизнях населения. К сожалению, приходится уезжать далеко и в холод, чтобы перешагнуть с одной ступеньки на другую.
Очень интересно было ознакомиться с данным материалом,узнала для себя много нового,в книге подняты актуальные проблемы.
ОтветитьУдалитьОлеся Петрова.
Очень интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!
ОтветитьУдалить